Поддержать нас
Беларусы на войне
  1. Власти, кажется, сами не желая того, раскрыли информацию о том, где планируются «внезапные» военные сборы — рассказываем
  2. Начальника отдела милиции наказали за ответ активисту на русском языке
  3. В Беларуси объявили оранжевый уровень опасности на воскресенье
  4. Брестчанка в Threads попросила рассказать, что продавцы секондов скрывают от покупателей, — и вот какие ответы получила
  5. «Господи, какой маразм». В школах запрещают использовать тетради с надписью «Тетрадь»? Спросили у чиновников
  6. «Сразу понял, что это не плановая остановка». Причиной отключения второго энергоблока АЭС, похоже, стала аварийная ситуация — рассказываем
  7. Беларус посчитал 10 000 рублей в долларах — и получил 5 разных сумм. Как так вышло?
  8. Умер актер Николай Кучиц
  9. «Встает классический вопрос — это глупость или измена?» Азаренок возмутился решением беларусских силовиков
  10. Лукашенко наказал «нерадивых» сельчан отправлять на перевоспитание. А по какому закону — спросили у чиновников и узнали много интересного
  11. Лукашенко рассказал, где находится прародина славян
  12. Сменятся ли теплые дни прохладными? Синоптик рассказал, какой будет погода на следующей неделе


/

Витамин D, известный прежде всего своей ролью в укреплении костей, может оказаться важным фактором в замедлении процессов старения. Новое исследование американских ученых из Университета Августа показало, что ежедневный прием добавок в дозировке 2000 МЕ помогает сохранять теломеры — участки ДНК на концах хромосом, которые работают как защитные колпачки и предохраняют генетический материал от повреждений при каждом делении клеток, пишет The Conversation.

Изображение носит иллюстративный характер. Фото: pexels.com
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: pexels.com

Теломеры укорачиваются с возрастом, и когда они становятся слишком короткими, клетки перестают делиться и погибают. С этим процессом связывают развитие многих возрастных заболеваний — от рака и сердечно-сосудистых проблем до остеоартрита. Курение, хронический стресс и воспаление также ускоряют разрушение теломер.

Ученые наблюдали за 1031 человеком среднего возраста 65 лет в течение пяти лет. Половина участников ежедневно принимала витамин D, другая половина получала плацебо. Результаты показали, что у группы с витамином D теломеры сохранились в среднем на 140 пар оснований больше. Для сравнения: в норме за десятилетие они укорачиваются примерно на 460 пар оснований, что делает эффект добавки весьма значимым.

Этот результат объясняют противовоспалительными свойствами витамина D: воспаление разрушает теломеры, а снижение воспалительных процессов может замедлить их деградацию.

Однако эксперты предупреждают: слишком длинные теломеры тоже могут быть связаны с повышенным риском некоторых болезней, так что у этого механизма есть свои «подводные камни». Кроме того, оптимальная дозировка до сих пор вызывает споры. В исследовании использовалась доза 2000 МЕ в день, что заметно выше текущих рекомендаций (600 МЕ для людей младше 70 лет и 800 МЕ для пожилых). При этом есть данные, что даже 400 МЕ помогают снижать риск простуд.

Ученые подчеркивают: хотя открытие многообещающее, полагаться только на витамин D как на «эликсир молодости» преждевременно. Научно доказанные основы здорового старения остаются прежними — сбалансированное питание, физическая активность, качественный сон, отказ от курения и снижение стресса.

Тем не менее, если у человека выявлен дефицит витамина D или есть риски проблем с костями, прием добавок по-прежнему считается оправданным и безопасным решением. Возможно, именно витамин D станет еще одним элементом в большой мозаике исследований, которые приближают нас к пониманию механизмов старения.